На консультации у логопеда




О нормальном речевом развитии ребёнка

Первый крик своего малыша родители слышать ещё в родильном зале. Он должен быть ясным,  чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев называется периодом гуления. Если ваш малыш развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослыми. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого. Ищет источник звука в пространстве, поворачивает голову.
В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на общение мамы или другого взрослого.
К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги цепочки слогов с губными звуками: «ма-му –ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев уу малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углублённое исследование состояния слуха.
Приметно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «»нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с  малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.
К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных:»хороший», «плохой», «Большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй» «касий».
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные ([б’], [б ], [п], [п’], [м ], [м’], [т ], [т’], [н ], [н’], [к], [к’], [г ], [г’], [в ], [в’], [ф], [ф’]. Строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з ], [з’], использует в речи сложноподчинённые предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводит к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж],почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.
К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.



О речевом дыхании...

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или нос наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно - сосудистых заболеваний. 

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияют на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. малыши, имеющие ослабленный вдох выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длительных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 Приступая к развитию у ребёнка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. 

Во время проведения игр необходимо постоянно контролировать правильность дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха",

- выдох происходит плавно, а не толчками,

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки,

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдох воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен правильно выходить воздух),

- выдыхать следует, пока не закончится воздух,

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. 

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры следует ограничивать по времени (используйте песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. 

Перечисленные ниже игры помогут научить ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. 

Игры на развитие длительного речевого дыхания


Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.
Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Пёрышко»
Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.
Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.
Бабочка летала,
Над Машенькой порхала,
Маша не боится,
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.
Игра «Загони мяч в ворота»
На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют,
перекатывая по столу.
Игра «Кораблик»
Игра «Задуй свечу»
Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания (вдох носом, выдох ртом). Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнок учится контролировать силу выдоха.
Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.
Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц. Дуть на карандаш, находящийся на столе.

Игры на развитие речевого дыхания 

Пой со мной! 

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. 

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

 - Давайте попоём песенки. Вот первая песенку: "А-А-А!"  Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. 

Во время игры необходимо следить за чётким произношением и утрировать артикуляцию звуков. Сначала поём звуки Ф, У, постепенно количество песенок можно увеличивать. 

-Вот вторая песенка: "У - У- У!" Теперь: "О - О- О!", "И - И - И!", "Э - Э - Э!".  

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоёт дольше всех на одном выдохе. 

Сдуй шарик! 

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. Ход игры: стоя на ковре, расставив широко в стороны руки ( имитируем шар), произносим длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой (шарик сдувается). В конце дети обнимают себя за плечики (шарик сдулся).

- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились! Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться.... Воздух выходит из шарика: Ф - Ф - Ф! Сдулся шарик! Напоминаем детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя! 

Змейка 

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительного произнесения на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход: игра проводится на ковре. - Давайте поиграем в змейку. вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш - Ш - Ш!" Напоминаем, что следует глубоко вдохнуть, шипеть долго и добирать воздух нельзя 

Насос

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. 

Ход: игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

 - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят! Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. давайте возьмём насосы и накачаем колёса - вот так! "С - С - С!" - работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

.Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такого произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.


Игры для развития речевого дыхания

Пой со мной!

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
- Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Звуки вокруг нас

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.
Оборудование: картинки с изображением поющих девочек - четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.
Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть четко прорисована.
В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.
После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.
- Теперь будем петъ общую песенку. Петъ будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.
Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки - ИА - и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: кукла или матрешка.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Весёлое путешествие

Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. 
Ход игры: предложите малышам подвижную игру.
- Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Птицы разговаривают

Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.
- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.



Комментариев нет:

Отправить комментарий